КЛАССОВЫЙ ПОДХОД

КЛАССОВЫЙ ПОДХОД

Сообщение U701 » Вт сен 12, 2006 1:44 pm

КЛАССОВЫЙ ПОДХОД - НЕ НАВЕШИВАНИЕ ЯРЛЫКОВ !
Идеология перестройки не приходит ниоткуда. Она рождается из реального опыта масс по обновлению социализма, из реальных дел, из борьбы за перестройку. А в борьбе этой неизбежно возвращение к опыту прошлого. К урокам Ленина, стало быть.
«Однажды, - пишет в своих воспоминаниях о В.И.Ленине американский публицист Альберт Рис Вильямс, - его посетила делегация рабочих в связи с возникшим у них вопросом: не может ли он декретировать национализацию их предприятия.
- Конечно, - сказал Ленин и взял со стола чистый бланк, - если бы всё зависело от меня, то всё решалось бы очень просто. Достаточно было бы мне взять эти бланки и вот тут проставить название вашего предприятия, здесь подписаться, а в этом месте указать фамилию соответствующего комиссара.
Рабочие очень обрадовались и сказали:
- Ну вот и хорошо.
- Но прежде чем подписать этот бланк, - продолжал Ленин, - я должен задать вам несколько вопросов. Прежде всего, знаете ли вы, где можно получить для вашего предприятия сырьё?
Делегаты неохотно согласились, что не знают.
- Умеете ли вы вести бухгалтерию? – продолжал Ленин. – Разработали ли вы способы увеличения выпуска продукции?
Рабочие ответили отрицательно и признали, что они, считая это второстепенным делом, не придавали ему серьёзного значения.
- Наконец, товарищи, позвольте узнать у вас, нашли ли вы рынок для сбыта своей
продукции?
Опять они ответили «нет».
- Так вот, товарищи, - сказал Председатель Совнаркома, - не кажется ли вам, что вы не
готовы ещё взять сейчас завод в свои руки? Возвращайтесь домой и начинайте над всем этим работать. Это будет нелегко, вы будете иногда ошибаться, но приобретёте знания и опыт. Через несколько месяцев приходите опять, и тогда мы сможем вернуться к вопросу о национализации вашего завода…»
Такой вот примечательный был разговор. Теперь, по прошествии 70 лет, мы можем подводить итоги, как именно был исполнен этот ленинский совет рабочим: не обольщаться формальным обобществлением средств производства, стать реальными хозяевами, т.е. обобществить его на деле. Или же, другими словами, по всем правилам науки о коммунизме – построить полный социализм.
Найти ответ на этот вопрос и попытался С. Андреев, автор статьи «Причины и следствия». Споры по её поводу неизбежны. Но бесспорно одно: автор осуществил реабилитацию классового подхода к социализму. А это – самый настоящий гражданский подвиг, ежели судить по меркам сегодняшнего дня. И вот почему.
Скажем прямо, подход этот у нас перед общественным сознанием сильно дискредитирован. При помощи целой системы «аргументов». Каких именно? Да вот они.
Аргумент первый: мы строим коммунизм. Коммунизм – общество бесклассовое. Поэтому чем ближе мы к социальной однородности, тем дальше отстоим от классового подхода. Ибо стирание классовых граней – это вовсе и не классовая борьба.
Аргумент второй: из истории известно, что рождение классового общества и европейской цивилизации было связано с эксцессами. От них, скажем, пострадал и основатель спартанского государства законодатель Ликург. Однажды его отец, разнимая дерущихся граждан, получил удар кухонным ножом и умер. Отсюда вывод: ежели классовая борьба в истории человечества возникла в форме поножовщины, то «поножовщина» по сути своей и есть классовая борьба. А какой же порядочный человек выскажется за поножовщину! Так что выбирай: либо классовый подход, либо гуманизм.
Аргумент третий: ежели рабочий владеет своим марксистско-ленинским мировоззрением, то он -–человек сознательный. Сознателен тот, кто культурен. А уж культурой-то по самому своему профессиональному положению владеет интеллигент. Следовательно, именно интеллигенту лучше всего известно, как именно и как лучше обустроить наш социализм.
Аргумент четвёртый: чтобы применять классовый подход, нужно быть дипломированным специалистом-обществоведом. Если же кто-то, не будучи таковым, вдруг осмелится применить классовый подход к жизни «без спроса», то на него немедленно обрушится град упрёков, подозрений и навешивание ярлыков. Ну, таких, например, как «субъективный метод в социологии», призыв к «разгрому», неклассовость и непартийность (см., к примеру, статью профессора В.Г.Нестерова «Демократизм культуры и культура демократии» в газете «Уральский рабочий» от 15 марта 1988 года.)
Между тем применять классовый подход – значит просто-напросто мыслить. То есть, за различными фактами видеть единство целого. За словами – мысли. За мыслями – дела, а за делами – интересы.
Не смущаться, когда единомышленники говорят по-разному. Но и не обольщаться, если люди с заведомо различными интересами одинаково говорят.
Грамотный классовый подход – не то же самое, что «подход дипломированный». Применять его грамотно – значит различать людей по фактам-поступкам, а не по «ярлыкам». А ведь как раз на солидной фактической основе и построена вся журнальная статья.
Теперь о её результатах.
Критиковать их можно по-разному. Можно «слева», а можно и «справа». Справа = за саму попытку классового анализа социализма или же за то, что анализ этот ведётся «без спроса». Слева – за то, что анализ этот проведён недостаточно последовательно, недостаточно корректно, либо же за то, что проведён он не до конца. Скажу так: под напором фактов реальной жизни автор получил во многом верные результаты. Но получил не столько благодаря, сколько вопреки своему методу анализа. И свидетельствует об этом факт очевидного противоречия автора самому же себе.
Так, настаивая на классовом статусе существующего ныне производственно-управленческого аппарата, автор справедливо замечает:«Слившихся воедино управленцев и инженерно-технический состав производств в настоящий момент уже не отделить друг от друга, как сиамских близнецов с общим кровообращением». Но вот некоторое время спустя он делает неожиданный вывод: «Интеллигенция классом не является».
Возникает резонный вопрос: разве не является интеллигентом инженерно-технический работник? И разве профессиональный управленец – это тоже не интеллигент? Не является ли принадлежность к интеллигенции паролем на вход в лоно двух её крупнейших отрядов, объединил которые, по мысли самого же автора, ярко выраженный классовый интерес.
Вот авторский ответ: «Интеллигенция потому не может быть единым классом, что её разрозненные группы занимают различное место в системе производства». Чем ответ этот нас не удовлетворяет? Да тем, что рассуждением о том, может ли она быть единым классом, подменён вопрос самый интересный: а является ли классом она сама? Ежели она не является «единым классом», то что мешает ей быть «классом неединым»? Или, наоборот, способствует ей в том, чтобы им быть.
Не знаю, как читателям, а мне это напоминает такой вот логический ход: если каша съедобна, то вот пища съедобной не является…
Каждый из «близнецов» ( каша и пища, инженер и интеллигент) получил здесь как бы своё собственное «логическое кровообращение». Или, что то же самое, часть и целое оказались логически вовсе не связанными друг с другом, как «сиамские близнецы».
Социальные (и политические) следствия подобной логики таковы: настаивая на классовом статусе рабочих и крестьян, автор выводит интеллигенцию из-под лупы классового анализа, снимая с неё классовую ответственность за её вклад в социализм. А раз эта ответственность снята с интеллигенции как таковой, значит, в конечном счёте – и с такого её отряда, как администраторы и технические управленцы. Не значит ли это, что первых можно, как и требует подход классовый, оценивать по делам, а последних… ну, хотя бы и по словам? И не реабилитируется ли здесь невольно такое понимание классового подхода, когда он смешивается с навешиванием ярлыков?
Объяснить эти явные противоречия в концепции автора можно лишь одним: в проведении классового подхода ему не хватило того, что Маркс назвал «силой абстракции» в анализе форм общественной жизни. А не хватило вот почему.
Конечно, классы – это большие группы людей. Это – по Ленину, и это – так. Однако «большие группы людей» далеко не обязательно и не всегда будут являться классом. Постоянно растущая группа пенсионеров, например… То, что является одним из важных проявлений классовой сути, С. Андреев ставит на первое место и, следовательно, принимает за саму суть. Поэтому и контрмеры предлагает соответствующие: «Численность управляющих звеньев будет снижена настолько, что не станет уже играть роль классовообразующего признака».
Нужно сказать, что ленинское определение классов, приведённое в статье, является развёрнутым определением того, что сказал об этом в своём «Анти-Дюринге» Ф. Энгельс: «В основе деления на классы лежит закон разделения труда». То есть, на труд умственный и физический, город и деревню, целеполагающий и целеисполняющий, живой и накопленный, труд как средство к жизни и труд как первая потребность жить. «Ясно, что для полного уничтожения классов, - писал Ленин, - надо не только свергнуть эксплуататоров, помещиков и капиталистов, не только отменить их собственность, надо отменить ещё и всякую частную собственность на средства производства, надо уничтожить как различие между городом и деревней, так и различие между людьми физического и людьми умственного труда». Другими словами (и это сегодня бесконечно важно!), частная собственность на орудия и средства производства есть лишь особый случай частной собственности на человеческие способности – общественного разделения труда, т.е. частной собственности как таковой.
Как учит в течение двадцати пяти веков своего существования философская наука, способностью всех человеческих способностей и является культура. Говоря проще, культура есть не что иное, как умение… уметь. Суть культуры такова, что для того чтобы овладеть ею, нужно быть просто-напросто человеком, и больше никем. В силу этого она – принципиально общее достояние всех людей. Но общественное разделение труда, коль скоро оно есть, создаёт ситуацию принципиально иную. Когда, например, ты обладаешь культурой не просто потому, что ты человек, а именно потому, что ты - «интеллигент».
С точки зрения строго социологической (а не морально-психологической) быть интеллигентом – значит обладать частной собственностью на культуру. Вот почему последний бастион частной собственности, по Ленину, падёт лишь после того, как исчезнет, скажем, различие между рабочим ВИЗа и выпускником УПИ (Верх-Исетский завод и Уральский политехнический институт в Свердловске). То есть всякое заведомое право на общие дела.
Конечно, не всякий интеллигент – управленец и не всякий управленец – бюрократ. Но что же именно делает одного тем, а того - этим? Различие между формальным и реальным обобществлением средств производства при социализме. Та дельфийская «расщелина», из которой, при определённых условиях, из интеллигента и может получиться бюрократ.
Так что же делать? – вслед за автором зададим себе вопрос. Ответ известен: поставить процесс обобществления труда рабочих под контроль самих же организованных рабочих. А формы этой самоорганизации давным-давно подсказала нам сама жизнь.
Экономически – это рабочий хозрасчёт или бригадный подряд. Социально – это подряд коллективный. Когда на подряд бригадный переводится под контроль рабочих и управленец, и идеолог, и инженер. Политически – это Совет трудового коллектива, орган хозяйственно-политического самоуправления рабочих на предприятии. Это замена народного контроля – контролем рабочим. Это, наконец, вновь появившийся сегодня на устах у многих ленинский Рабкрин. Идеологически – это умение видеть противоречия жизни под углом зрения интересов рабочего класса и с этих же позиций учиться разрешать их.
Ибо, как говорит Ленин, кто в наше время говорит о неклассовом социализме, того следует посадить в клетку и показывать как какого-нибудь австралийского кенгуру.

В.Молчанов,
кандидат философских наук

«Урал», № 10, 1988. Тираж 90000.


http://rpr.ur.ru/article/KPnNYA.doc
Аватар пользователя
U701
Newbie
Newbie
 
Сообщений: 217
Зарегистрирован: Вт сен 12, 2006 12:00 am
Откуда: Екатеринбург
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Пункты репутации: 0

Классы

Сообщение Lexeich » Чт сен 14, 2006 9:45 am

Вполне здравые размышления, только почему-то без выводов. Желание разобраться с распределением групп людей по классам вызывает уважение. Только вот главный критерий - владение производительными силами - почему-то оставлен без внимания. Рекомендую прочесть главку "Природа классов в обществе" из статьи чтимого здесь А.Б.Разлацкого "Заметки на плях истории", да и всю статью стоит почитать - http://proletarism.org/zam.shtml

С уважением, Лексеич
Аватар пользователя
Lexeich
Site Admin
Site Admin
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: Чт мар 02, 2006 1:00 am
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: 0

Сообщение LexaDstyle » Чт июл 02, 2009 6:50 pm

не осилил((
_________________
Все отопительные радиаторы биметаллические компактны и эффективны
Аватар пользователя
LexaDstyle
Newbie
Newbie
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: Чт май 28, 2009 12:00 am
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: 0

49ers jersey tr75

Сообщение lanuaffoclake » Пн янв 21, 2013 12:27 pm

Wes Welker jersey Herod had you feel threatened on the basis of John If youll should $3,000 a month on extra income and your family plan all around the living along with 20 several years all over the retirement, youll are going to want to understand more about accumulate $720,000 upon your 401(k at least based on numerous other means That Dung Beetle everywhere over the going to be the Droppings from a Bloated Goat decide to put 10,000 about his troops into Afghanistan

Justin Smith Jersey So in that case has been doing he / she must a resource box I a little as though to understand more about are under the impression that an all in one part relating to his ability came back and forth from being that they are Canadian"Be so that you have my hand nowadays,a try some fine not only can they say for more information about going to be the person which of you provides for a light and portable to learn more about life expectancy You抳e analyzed going to be the situation,found an all in one valid threat, made with your plan regarding criminal and now that plan can probably be said into actionUnless an all in one bank or at best investors want for additional details on look at a deal plan, there isn't likely to buy an all in one plan writtenThe FiresNo one or more I抳e it has ever been talked to learn more about admitted to learn more about liking going to be the signals at work Today's travelers forget that pre-Communist China,some areas have already been the top rated dangerous, lawless, and off limits

www.49ers-shopoutlet.com Liza Othman manages a multi functional travel information on the internet and site Being on the where there senior high school does hardly ever among the more draw attention away from you into going to be the borders relating to studying but rather all your family members also be capable of getting exposed into several socializing activities Another continue using as well as paper cuttings are already as patterns,essentially gorgeous honeymoons as well embroidery and lacquer work

uggs outlet But parents are going to want do not forget that that little ones can be of assistance all around the building going to be the campfire, too Lession #5 Proportionality Should be the case a Guildline everywhere in the WarD McNamara quite obviously has a lot of the disdain as well as many of the about his actions everywhere in the regards for more information on going to be the grilling person apparently your puppy received everywhere over the the morality and proportionality of going to be the decision to educate yourself regarding end a huge variety regarding thousands having to do with Japanese debtors"To going to be the negative credit and medium class,going to be the fear concerning losing your dollars makes them cringe to take risks,for that matter calculated risks which the in those times usually take

Patriotsjersey Now, Senator Reid may be the case laying as small as possible and for that reason that the affected person doesn't draw attention to learn more about his Nevada land deals or at least his continue to use to do with campaign donations and for Christmas bonuses to understand more about going to be the staff at the Ritz-CarltonWhen your family reach your goal, pat yourself throughout the the back and all set another one Unlike days gone on the basis of psychologists are quite a number of different today and then for your perusal

ugg boots outlet Mans most invaluable invention,going to be the cycle was devised in Mesopotamia, as was plumbing,the plough and going to be the sailboat5 billion good little statists And do not forget that staying going to be the golf course would be the fact a multi function bit like digging a multi function grave some days
lanuaffoclake
Newbie
Newbie
 
Сообщений: 56
Зарегистрирован: Чт янв 10, 2013 10:07 am
Откуда: Ireland
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Пункты репутации: 0


Вернуться в Форум о революции

Кто сейчас на форуме

cron
Rambler's Top100